В Самарканде есть два очень интересных производства - небольшая мастерская по изготовлению шелковой бумаги и ковровый завод.
Шелковую бумагу использовали до открытия более дешевой бумаги из целлюлозы. Ее изготовление – до сих пор ручной процесс, поэтому она более дорогая и используется в основном в декоративных целях.
Ковры изготавливаются польностью вручную. Цены на них начинаются от нескольких тысяч долларов.
Итак, начну с бумаги. Сначала с веток тутового дерева (того самого, листья которого кушает тутовый шелкопряд, а потом какает шелковой нитью) снимают кору и удаляют верхний темный слой.
Потом кору долго варят в чанах, для того чтобы она стала мягкой.
Размягченную от варки кору толькут в ступах до состояния каши.
Механизм приводится в движение с помощью большого вала под действием потока воды в ручье. Видите колесо на дальнем конце? Оно наполовину погружено в воду. Кроме того продумана система смазки водой. Вот это длинное тонкое бревно перед основным валом – желоб для воды. Она смазывает трущиеся деревянные части.
Кашу из коры растворяют в большой бадье с водой, а воду потом просеивают через сито.
В результате на сите остается тонкий равномерный слой будущей бумаги.
Мокрый еще недолист недобумаги просто стряхивают с сита.
Вот такие куски разглаживают и кладут под пресс на несколько дней.
Бумага из под пресса выходит вот такой. Сейчас она очень шершавая. Поэтому ее шлифуют.
Шлифуют большой морской ракушкой.
Оьъем производства небольшой. Из бумаги делают всякие поделки и печатают на ней книги. Говорят, что она служит долшье чем обычная бумага – около 200 лет.
Теперь едем на ковровую фабрику.
В левой миске коконы шелкопрядов. Коконы – из шерстяной нити, которой обматывают себя шелкопряды когда окукливаются. Но певратиться из гусиницы в бабочку им не дают. Эти коконы варят несколько часов, отчено гусеница погибает, а кокон становится проще распутать. Такова жизнь.
В остальных мисках – то с помощью чего потом окрашивают шелк. Все красители натуральные – какие-то корни, листья.
Вот и сама гусеница. Когда кокон распутывают из одного получается тонкая нитка длиной в сотни метров. Из этой нитки уже плетут очень прочные шелковые веревки.
Окрашивают веревки вот в этих чанах.
Несмотря на то, что дело было в субботу, работа шла полным ходом.
Ковры делают вот например с такими замысловатыми узорами.
Ну а если вы хотите что-нибудь совсем «эксклюзивное», то могут и по фотографии сделать рисунок.
Мне кажется, это адский труд.
Ковер тем ценнее, чем больше у него плотность узлов, ну и чем сложнее узор. Например вот у этого синего 110 узлов на квадтатный сантиметр. Он стоит 7000 долларов! Да, да, семь тысяч долларов.
Плотность ковра – это как разрешение экрана, например, мобильного телефона. Видите какие у этого крупные пиксели. Это всего 110 узлов.
Разрешение этого ковра – около 600 узлов на квадратный сантиметр!!! Если предыдущий ковер был VGA то этот уже просто HD качества.
Как нам объяснили – это единственный ковер с такой плотностью у них на фабрике, и как видите они него недавно начали. Спец заказ для какого-то японского ценителя.
Даже Сам был здесь.
А около завода бегал песик. Грязноватый, но добродушный.