История пожарных танков тяжела и безрадостна. Приводить её всю и по всем странам смысла нет - слов много, а суть одна - по остаточному принципу и чтоб не сглазить. Начнем знакомство с уникальной фотографии - пожарный танк Байконура. Один из двух. Во времена запуска "Бурана" командовал ими Малаховский Сан Саныч.
Пожарный танк - шасси Т-55, а наверху квадратная здоровенная цистерна. Бронированная зачем-то... И один брандспойт... И все... Места внутри - на двоих. Водила и оператор-пожаротушитель... Есть место для хранения дембельской парадки и альбома... Ну и фляжки спирта. Всё.
Основное преимущество пожарного танка перед пожарной машиной - он может ударом разметать горящий объект, гусеницами раздавить обломки и полить сверху на горящие остатки. Но если пожар сильный - то экипажу внутри этой консервной банки, что? Правильно - абзац. А какой пожар может быть на космодроме?
Был у Харьковского Конструкторского Бюро по Машиностроению имени А.А. Морозова вот такой монстр с очень немаленьким калибром. База старая, проверенная - тягач МТ-Т.
С годами и наработкой печального опыта тушения сильных пожаров технику таки начали разрабатывать с использованием мозгов, а не кувалды и какой-то матери.
ГПМ-54 по крайней мере мог поливать водой издалека. На танки стали вместо брандспойтов ставить лафетные стволы с дистанционным управлением, например ЛСД-С100У.
Китайские и чешские братья шли по тому же пути, используя в качестве основы наши же танки Т-55
Чешский SPOT-55
ГПМ-54
ГПМ-54М
А эта дура выдвигала на штативе и опорожняла баклажки с водой.
Этот монстр фактически просто работал тягачом
Первый образец установки "Импульс-1" был разработан профессором Захматовым и изготовлен в УССР в 1990 году. Установка успешно испытывалась при тушении сложных очагов горения. Например, овраг длиной 30 м, глубиной 2 м, заполненный резиновыми покрышками 300-500 шт., на которые разлито около 1 т дизельного горючего и 100-150 л бензина. Очаг был потушен после 8 залпов, по 10 стволов каждый, с дистанции от 10 до 35 м.
Гусеничная пожарная машина "ИМПУЛЬС-2М
Пожарная машина предназначенна для тушения крупных пожаров на нефтехранилищах, местах добычи нефти, лесобиржах и различных промышленных и гражданских объектах при помощи установки залпового огня капсулами с огнетушашим порошком, а ежели закончится, то и песочком плюнет.
Система мобильная многоствольная импульсного порошкового пожаротушения "Ветлуга"
Установка <Штурм> обеспечивает многократное эффективное тушение нескольких скважин жидким азотом, комфортные условия работы экипажа и защиту машины, включая самопомывку..
Харьковский ГПМ-64 со всех сторон защищен от попадания осколков, ничего не грозит не только экипажу, но и емкости для воды. Кроме того, на пожарном комплексе установлена ходовая часть от танка Т-64, где нет прорезиненных частей. Предусмотрена и система орошения гусениц на тот случай, если машина находится очень близко от источника огня. Можно управлять машиной с помощью пульта на расстоянии трех с половиной километров. Поливает он на 100 метров вперед и 30 вверх. Запас воды - 25 тонн.
Немецкая машина на базе "Леопард-1". Не боится взрывов и падения деревьев или мусора на ходовую. Сооружение же сверху несколько уязвимо. Машина оснащена спаренными водяными лафетами IFEX.
Однако следует учесть, что харьковчанин и в огонь влезет, а этот только издалека плюнуть может.
Харьковский-то и с самообмывом гусениц и без всяких резиночек-прокладочек, кои высокой температуры не выносят.