Выбор высоких достижений человека проведен архитектурным критиком Роуэном Муром.
1. Крайслер Билдинг, Нью-Йорк.
Можно было бы написать список 10 лучших небоскрёбов, не выходя из Манхэттена: Вулворт Билдинг, Эмпайр-Стейт, Флатирон, Сигрем Билдинг, Американ Радиатор Билдинг, фасады которого декорированы бронзовыми вставками, героическая пустота на месте башен-близнецов. Но если необходимо выбрать один, это должен быть Крайслер Билдинг благодаря своей фантастичности и элегантности. На блестящей вершине расположены полукруги и треугольники в чисто готическом стиле. В то же время она удивительно устойчива, усиленная тонкими гранями по горизонтали и вертикали, что увеличивает прочность конструкции.
2. Башня Пирелли, Милан.
Башня Пирелли модная, как костюмы Марчелло Мастроянни, и мощная, как Alfa Romeo. Построенная в 1960 году, это эмблема культурной современности, которой Италия очаровала мир в 50-е и 60-е годы. Она стоит отдельно от других зданий в Милане, не по средине квартала, и вокруг нет старых зданий, но это ей не мешает. Вы просто знаете, что она там, как хорошо одетый человек в комнате. Ее форма, сужающаяся на концах, разрушила стереотипы, что башни должны быть прямоугольными, и стала примером для менее изящных вариантов, таких как Центр Поинт в Лондоне и Башня Альфа в Бирмингеме.
3. Марина Сити, Чикаго.
Раннее небоскребы выражали фантазию путем инкрустаций орнамента, готики, арт-декора, классических элементов, вавилонские мотивы, элементы майя – все, что захочется архитектору. Затем появились стеклянные здания, полюбившиеся модернистским архитекторам. Марина Сити, строительство большинства этажей завершилось в 1960-х годах, выражает фантазию бесконечно повторяющимися лепестками изогнутого бетона. Две башни выглядят как творения природы и были, неизбежно, прозваны кукурузными початками. Нижняя четверть каждой из них – спиральная рампа парковки, которая напоминает показательное курение звезд старого кино.
4. Бурдж Халифа, Дубай.
Трудно скрывать то, что это не только самое высокое жилое здание в мире, которое превысило предыдущий рекорд Тайпэй101 на 60%, но и самое высокое сооружение любого рода. Самый высокий, обычно, не означает самый лучший, и с Бурдж Халифа это не так. Его блестящий, качающийся экстерьер по существу переработка известных дизайнов, а его основание находится в мире торговых центров, а не на напряженных улицах Манхэттена. Но его высота и худоба, стремление побить рекорд стоимости даже площади, делают его выдающимся.
5. HSBC, Гонконг.
Башня HSBC в Гонконге результат точных разработок промышленности. Не многим зданиям такого размера было уделено так много внимания каждой детали, они были рассмотрены и пересмотрены, нарисованы и перерисованы. Цель была не в сокращении расходов, а в достижения совершенства. Здание было построено в соответствии со своей функцией – символ Гонконга. Один критик сказал: “Его стальная структура выделяется через фасад, как мышцы Сильвестра Сталлоне”, что в 1985 году считалось хорошим признаком. Но здание продумано гораздо лучше, чем Рэмбо. Оно имеет сложную структуру и уровни, и вы можете пройти под ним и войти в него.
6. Хайпойнт-1, Лондон.
Большая мечта модерниста заключалась в том, чтобы построить высотное здание, чтобы сэкономить место для природы и отдыха, для больших парков, где люди могли бы заниматься спортом на солнце и дышать свежим воздухом. Обычная нехватка бюджетных средств на обслуживание означает, что это место стало грустным и угрожающим пустырем. В Хайпойнт-1, завершенном в 1935 году в Хайгейт на севере Лондона, мечта осуществилась: здание было построено для состоятельных жителей, которые могли позволить себе обслуживание, у него предусмотрены роскошные сады и теннисные корты, из которых изысканно поднимается в небо белая башня.
7. Башня Треллик, Лондон.
Хайпойнт-1 был построен в начале знакомства Великобритании с современными тенденциями в архитектуре. На западе Лондона расположена башня Треллик, завершенная в 1972 году. Это была одна из последних блочных башен, построенных для совета арендаторов, их идеи к тому времени перестали поощряться. Башня знала пренебрежения и преступления, пока она не стала доступна только тем людям, которые хотели там жить. Затем она процветала, стала востребованной и любимой. Появилась возможность любоваться стройной и мощной монолитной формой башни из движущихся автомобилей на Уэстуэй.
8. Проект стеклянного небоскреба (не реализованный).
Архитекторы всегда думали, что стеклянные здания будут светлые, прозрачные и кристаллические. Как правило, в связи с тем, что стекло отражает свет, они были непрозрачные и величественные. Эта идея удивительно рано пришла в голову Мис Ван Дер Роэ в1919 году, построить стеклянный небоскреб: ничего подобного не было на самом деле реализован в течение последующих 40 лет или около того. Когда проект был представлен, разговоры о прозрачности не омрачили тот факт, что здание было грациозно, даже с отражениями на стекле, выглядело бы довольно хорошо в реальной жизни.
9. Здание на Кудринской площади, Москва.
Можно ли любоваться советским небоскрёбом в Москве, без мыслей, что человек, который их построил, сделал это, чтобы прославить правление Иосифа Сталина? Да, это то же самое, что любоваться пирамидами, построенными по приказу фараонов. Здание на Кудринской площади – жилой дом для утвержденных правительством культурных деятелей, является одним из “семи сестер”, которые запланировано было построить в городе. Они стремились превзойти американские небоскребы и, хотя и немного жутко, но, по крайней мере, некоторые из их предназначений рассеялись со временем.
10. CCTV в Пекине.
Другая тирания, другая башня. На этот раз это Китай, и штаб-квартира для большой пропагандистской машины – государственного телевидения, разработанная Ремом Колхасом, человеком, который сохраняет свой статус именитого архитектора в мире в течение многих лет. Он оправдывает этот факт, используя конструктивное взаимодействие с инновационными элементами в китайском сооружении. Форма здания, согнутого в угловую петлю, должна способствовать интерактивности интерьера, и отличаться от стандартных американских корпоративных зданий. Нам придется подождать ее долгожданного открытия, чтобы побывать внутри.